Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Досрочное прекращение защиты товарного знака

Досрочное прекращение защиты товарного знака

Содержание:

В России правообладатель товарного знака после его регистрации в Роспатенте получает исключительное право на защиту этого знака в течение 10 лет с правом продления неограниченное количество раз. Однако знак даже после успешной регистрации может быть лишён защиты раньше этого срока. Давайте разберёмся, почему так может произойти.

Правовое регулирование прекращения защиты товарного знака

Все ситуации, связанные с прекращением защиты товарных знаков в нашей стране, описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации в Части четвертой (ст. 1225 - 1551).

С текстом этих статей вы можете ознакомиться на сайте системы Гарант.

Причины досрочного прекращения защиты товарного знака

Условно все причины можно разделить на две группы:

  1. Зависят от действий правообладателя.
    1. Окончание срока защиты товарного знака.
    2. Отказ правообладателя от товарного знака.
  2. Зависят от других заинтересованных лиц.
    1. Неиспользование товарного знака в течение трёх лет.
    2. Прекращение деятельности правообладателя.
    3. Утрата различительной способности.
    4. Введение потребителей в заблуждение.
    5. Незаконное использование объектов чужого интеллектуального труда.
    6. Некорректное использование коллективного товарного знака.

Сначала рассмотрим причины первой группы - когда защита знака прекращается из-за действий (или бездействия) самого правообладателя.

Окончание срока защиты товарного знака

Собственно, эту причину даже сложно отнести к досрочному прекращению защиты, ведь Роспатент действует по закону: правообладатель не продлил срок охраны – знак будет лишён защиты и может перейти к другому владельцу. Но всё равно рассмотрим эту причину среди других, чтобы по максимуму описать все возможные варианты лишения товарного знака защиты.

Итак, срок защиты товарного знака в России составляет 10 лет с возможностью последующего продления на тот же период неограниченное количество раз, если выполнены необходимые условия и оплачены соответствующие госпошлины. Продлевать знак нужно в последний год его защиты. Если этого не сделать, Роспатент даст «последний шанс» - ещё 6 месяцев после окончания срока регистрации, в течение которых надо успеть подать документы на продление срока. Кстати, в этом случае госпошлина будет уже больше на 50%.

Вот пример товарного знака, у которого закончился срок защиты, поскольку правообладатель не продлил свои права.

А что означает окончание срока защиты товарного знака? Оно означает, что знак перестает быть защищенным в соответствии с законодательством о товарных знаках и может стать доступным для использования другими лицами без нарушения законодательства.

Поэтому важно следить за сроками защиты товарного знака и своевременно продлевать его регистрацию, чтобы сохранить права на использование и защиту этого знака от использования другими лицами.

Отказ правообладателя от товарного знака

Иногда правообладатели сами отказываются от защиты своего знака. Это можно сделать через Роспатент, подав туда соответствующее заявление. Причины отказа могут быть разными:

А теперь рассмотрим вторую группу причин. Здесь уже будут фигурировать третьи лица, имеющие свои интересы в прекращении защиты товарного знака.

Неиспользование товарного знака в течение трёх лет

В статье 1486 ГК РФ сказано, что после того, как товарный знак был зарегистрирован Роспатентом, у правообладателя есть три года, в течение которых он обязан начать использование этого знака. Если же знак никак не используется, он может быть лишён защиты досрочно. Конечно, это не значит, что Роспатент лишает защиты все знаки, которые не используются их правообладателями. Здесь речь идёт о тех случаях, когда появляются третьи лица, которым этот знак нужен для их деятельности.

Например, индивидуальный предприниматель Василий Петров зарегистрировал знак «Грейпфрут» по 21 классу МКТУ (подробнее о Международной классификации товаров и услуг читайте в этой статье) и планировал изготавливать и продавать под этим знаком керамическую посуду, однако во время регистрации знака он передумал и устроился на работу в такси. Свидетельство на знак получил, но так им и не воспользовался. А потом появился другой предприниматель со своей посудой, которому приглянулся этот неиспользуемый знак, и он решил через суд забрать у Василия права. А поскольку новый предприниматель под «Грейпфрутом» развернул активную деятельность, выложил товары на маркетплейсах, получил много клиентов и продал большую партию продукции с маркировкой этим товарным знаком, то Роспатент счёл разумным лишить защиты неиспользуемый знак, после чего новый предприниматель зарегистрировал знак на себя и теперь успешно под ним работает.

Прекращение деятельности правообладателя

Если правообладатель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - прекращает свою деятельность и закрывает юрлицо или ИП, то ему нужно переоформить права на товарный знак, чтобы их не потерять. Ведь суд может удовлетворить иск третьих лиц, которые заинтересованы в получении чужого знака и воспользуются моментом, когда лицо или организация просто забыли переоформить права в соответствии со всеми нормами.

Однако суд будет подробно разбираться, является ли закрытие юрлица ликвидацией компании, или это просто реорганизация, в результате которой может поменяться название компании, владельцы, компания может слиться с другой и так далее. В ситуации с реорганизацией суд не будет быстро передавать права на знак другим людям, а попытается связаться с его законным правообладателем, даже если он забыл переоформить права. А вот если компания ликвидирована, то тогда знаком может завладеть любой желающий.

Если прекращается деятельность ИП, то товарный знак остается за своим правообладателем. Однако ему тоже придется менять некоторые сведения о себе через Роспатент.

Утрата различительной способности

В статье 1483 ГК РФ сказано, что в качестве товарных знаков нельзя регистрировать обозначения, вошедшие во всеобщее употребление и обозначающие вид товара. По сути, запрет вводится на регистрацию обозначений, которые потребитель не сможет различить у производителя А и производителя Б.

Например, нельзя зарегистрировать знак «Молочный шоколад», «Солёная рыба», «Пуховый платок», «Медная проволока» для аналогичных товаров. Почему? Да потому что иначе вы как потребитель не сможете отличать пуховые платки одной компании от платков другой, а шоколадки одной фабрики от шоколадок другой. Фактически Роспатент (а в других странах это другие государственные органы) таким образом борется с монополией на рынке.

То есть кто-то когда-то первым придумал «шоколад со вкусом кофе» и смог зарегистрировать его в качестве товарного знака, но потом другие производители подхватили идею и тоже стали делать свой шоколад с тем же вкусом, а первоначальное обозначение утратило свою уникальность и… лишилось защиты! История даже немного грустная, ведь такая участь постигла многие товарные знаки, например, «термос», «ксерокс», «беломорканал», «аспирин», «фен», «скотч» и так далее. А эти слова стали обозначением целых групп товаров и уже не связываются в сознании потребителей с каким-то конкретным производителем. Ведь термосы и «ксероксы» делают многие компании, кто помнит, что когда-то они были пионерами в своем деле?

Так что если ваш продукт и связанный с ним знак станут настолько успешными, что их начнут штамповать в промышленных масштабах и другие компании, то со временем люди перестанут связывать вашу разработку с вами как с производителем. Ваш знак утратит различительную способность и потеряет юридическую защиту. Да, это обидно, но можно утешаться тем, что вы дали миру нечто необычайно полезное и ставшее чрезвычайно популярным среди потребителей.

Введение потребителей в заблуждение

Как известно, врать нехорошо, поэтому Роспатент стоит на страже и защищает права потребителей от обмана правообладателями товарных знаков. Как и зачем им это делать? Рассказываем на примере.

Роспатент успешно зарегистрировал товарный знак «Краснодарские настойки от Степаныча». Степаныч жил в Краснодарском крае, выращивал фрукты и ягоды, делал настойки, продавал под своим товарным знаком - всё было хорошо. Но потом предприниматель переехал в Калмыкию, товарный знак не сменил, но дело своё продолжил уже в другом регионе. Обманывает ли он потребителей? Конечно! Ведь настойки он готовит теперь уже в другом регионе, а это значит, что он вводит потребителей в заблуждение относительно места производства товара.

Кому понравится покупать «вологодское масло», сделанное в Махачкале, а «тульские пряники» из Екатеринбурга?

Вот поэтому Роспатент в случае судебных разбирательств может лишить защиты товарный знак Степаныча, поскольку он не позаботился о своих потребителях.

А что еще может послужить основанием для досрочного прекращения защиты товарного знака, кроме места производства продукции? Нельзя вводить потребителя в заблуждение относительно:

Все эти нарушения могут послужить поводом для судебного решения не в пользу правообладателя товарного знака, защита которого будет тут же прекращена.

Незаконное использование объектов чужого интеллектуального труда

Всех с детства учат, что брать чужое плохо, поэтому понимающие люди не станут использовать в своих товарных знаках плоды чужого интеллектуального труда – фотографии, рисунки, музыкальные и литературные произведения и так далее. Ведь право на авторство рождается вместе с произведением и действует на протяжении жизни автора. Но что будет, если правообладатель товарного знака вдруг случайно узнает, что нарушил чьи-то авторские права? Как это может произойти? Вот пример.

Вы захотели зарегистрировать звуковой товарный знак для своего салона красоты. Входит клиент, звучит красивая короткая мелодия, которая является товарным знаком. Классная задумка, но как ее реализовать, если вы не музыкант? Конечно, заказать сочинение мелодии у того, кто на этом специализируется. Вы находите композитора, отправляете ему техническое задание, он пишет для вас мелодию, вы ее регистрируете в качестве товарного знака, а через год вам приходит судебное извещение. Что произошло? Оказалось, что ваш музыкант подал на вас в суд за незаконное использование своего произведения. И тут оказывается, что музыкальный отрывок он отдал в ваше пользование лишь на словах. Суды, штрафы, разборки и, как следствие, досрочное прекращение защиты вашего товарного знака. Как этого избежать? Ответ: правильно оформлять передачу прав на результаты интеллектуального труда. Просто заплатить за работу деньги – это не гарант того, что на вас потом не подадут в суд. Делайте все по договору передачи произведения, тогда проблем не будет.

А вот если договариваться на словах, то можно получить большие проблемы с Роспатентом, который будет вынужден лишить ваш знак защиты, даже если во всем остальном вы работали честно.

Некорректное использование коллективного товарного знака

Коллективный товарный знак - это особый вид товарного знака, который используется группой производителей или поставщиков для обозначения их товаров или услуг. Он отличается от обычного товарного знака тем, что не принадлежит отдельному предприятию, а используется коллективом предпринимателей, объединенных в ассоциацию.

Основное назначение коллективного товарного знака заключается в том, чтобы покупатели могли легко определить происхождение товаров или услуг с определенными свойствами и характеристиками от конкретного коллектива производителей.

Но вот если кто-то из поставщиков или производителей, входящих в ассоциацию, начнёт нарушать принятые в их коллективе правила производства товаров или услуг, то коллективный знак по решению суда может быть лишён защиты досрочно.

Пример:

Крупный молочный концерн (назовём его «Упитанная Бурёнка») продаёт молочную продукцию по всей России. Если вы купите продукцию «Упитанной Бурёнки» в Петербурге, в Костроме и в Хабаровске, вы должны получить идентичные товары. Но если вы столкнулись с тем, что где-то вам продали какую-то неправильную Бурёнку, вы можете пожаловаться в суд. И если будет доказан факт неправомерного использования коллективного товарного знака, то он может быть лишён защиты. Поэтому входящим в ассоциации компаниям, работающим под коллективным товарным знаком, нужно предельно щепетильно выполнять свои задачи и производить высококачественную продукцию.

Кто может прекратить защиту знака?

Итак, давайте подведём итоги. Защиту товарного знака может прекратить:

Последствия досрочного прекращения защиты товарного знака

В целом, досрочное прекращение защиты товарного знака может иметь серьезные негативные последствия для бизнеса, поэтому важно соблюдать все правила и требования по защите интеллектуальной собственности.

Практические рекомендации по предотвращению досрочного прекращения защиты товарного знака

Соблюдение этих рекомендаций поможет вам предотвратить досрочное прекращение защиты вашего товарного знака и сохранить его для вашего бизнеса.

Товарные знаки и торговые марки: