Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Нужен ли товарный знак на маркетплейсах

Нужен ли товарный знак на маркетплейсах

Содержание:

Зачем нужен товарный знак?

Товарный знак служит для различения товаров и услуг разных компаний. Например, вы любите курагу определенной марки, а другую просто не покупаете. Что вам помогает найти свой любимый товар? Верно! Товарный знак. Вот пример товарного знака из реестра Федерального института промышленной собственности (как раз с курагой).

Свидетельство №-707175
Свидетельство №-707175.

Но товарный знак должен быть обязательно зарегистрирован в Роспатенте, тогда никто другой не сможет безнаказанно им воспользоваться, чтобы подделать товары и воспользоваться чужими наработками в бизнесе. То есть если какой-то производитель возьмёт чужой товарный знак и продаст под ним свои товары, он будет обязан выплатить правообладателю товарного знака штраф через суд. Ну а если он успел продать слишком много и ущерб нанёс чрезвычайно большой, то может и срок получить.

Роль товарных знаков на маркетплейсах

Значение маркетплейсов в современной экономике трудно переоценить, ведь маркетплейсы принципиально изменили подход к торговле. Если еще несколько лет назад продавцы могли работать в разных странах/областях/городах и ничего друг о друге не знать (и использовать одинаковые незарегистрированные товарные знаки, совершенно друг другу не мешая), то маркетплейсы в корне всё изменили. И теперь, если вы выходите на рынок интернет-торговли, то совпадения товарных знаков становятся всё вероятнее и вероятнее. Соответственно, увеличивается количество судебных дел, связанных с нарушением исключительных прав, а, следовательно, эти права нужно научиться грамотно защищать.

Как мы сказали выше, товарный знак как раз помогает различать разных продавцов с их товарами. Наверняка и у вас на маркетплейсах есть любимые «марки», у которых вы покупаете товары чаще, чем у других. Вы узнаете их товары среди тысяч других, охотнее заказываете их продукцию и больше доверяете ей.

А что если кто-то подделает товары вашего любимого магазина и подсунет вам контрафакт? А если этот контрафакт окажется отвратительного качества? Вряд ли вы будете подробно разбираться, искать документы продавца и так далее. Скорее всего, вы напишете плохой отзыв и уже никогда не вернетесь к этому бренду. А ведь на самом деле кто-то просто украл чужой знак и решил получить под ним свой профит. Но в итоге настоящий правообладатель страдает не только финансово – он теряет репутацию, ведь его спутали с недобросовестным конкурентом, увели его клиентов, да еще и продали им плохой товар, которым они остались недовольны.

Поэтому товарный знак нужно беречь смолоду. Вовремя регистрировать и постоянно защищать, мониторить рынок и конкурентов.

Почему продавец должен регистрировать товарный знак?

Спойлер. Потому что это позволит ему убить сразу двух зайцев:

Почему важно защищать свои права, вполне понятно. Вы же не хотите, чтобы кто-то воспользовался вашими трудами и ушёл безнаказанным? Поэтому нужно как можно раньше зарегистрировать товарный знак. Или хотя бы подать заявку на его регистрацию. Это уже поможет уберечь ваш бизнес от потери его визитной карточки. Но лучше, конечно, выходя на интернет-рынок, иметь готовое свидетельство. Оно даст вам все права по защите знака, а конкуренты лишний раз подумают, стоит ли вообще ввязываться во все эти истории с нарушением исключительных прав.

А почему у нас есть ещё и второй заяц? Почему так важно не нарушать чьи-то права? Всё просто! Потому что штрафы за использование чужого товарного знака бывают просто колоссальными и могут достигать 5 000 000 рублей. Вы всё еще хотите рискнуть и выйти на маркетплейс без зарегистрированного знака? А если вы вдруг случайно нарушите чьи-то права, вам придёт повестка в суд, который потребует возместить все убытки потерпевшему и уничтожить весь ваш товар (за ваш счёт, кстати)?

Не проще ли сделать всё по-честному, дождаться регистрации вашего знака, и уже со спокойной совестью идти покорять сердца потребителей? Конечно, проще. Ведь стоимость регистрации товарного знака не такая уж запредельная. Всё вполне по силам даже начинающим бизнесменам!

О ценах на регистрацию мы писали здесь, а о ценах на ускоренную регистрацию писали здесь.

Законодательные требования к использованию товарных знаков на маркетплейсах

Каких-то общероссийских требований к торговым площадкам в отношении товарных знаков нет. Поэтому маркетплейсы вправе выбирать сами, как им решать этот вопрос. Требования площадок в отношении наличия товарного знака у продавца могут существенно отличаться. Кто-то требует полноценную регистрацию и свидетельство, кому-то достаточно заявки на товарный знак, а кто-то вообще ничего не требует, но в случае возникновения проблем и жалоб, может затребовать документы, которые нужно выслать в течение определенного срока. А если вы их не пришлёте, вас ждёт как минимум блокировка на данном ресурсе, а как максимум - судебные разбирательства со всеми вытекающими последствиями...

Возьмем в качестве примера крупнейший маркетплейс Wildberries. Прямого требования предоставить документы о праве использования товарного знака Вайлдберриз не предъявляет в своём договоре оферты, однако если в поддержку маркетплейса поступит жалоба от какого-то лица, права которого в отношении товарного знака были нарушены, то нарушителю-продавцу нужно будет в трёхдневный срок предоставить документы, подтверждающие его право пользоваться товарным знаком. Если он этого не сделает, то его аккаунт могут заблокировать до выяснения всех обстоятельств дела. А если потерпевший докажет, что его права были нарушены, то нарушитель будет отвечать перед судом.

Внимание!

Никогда не забывайте, что если вы продавец, то вы несёте полную ответственность за возможное нарушение чьих-то исключительных прав на товарный знак! Не ваш поставщик (если вы не производите, а перепродаёте товары), а именно вы. Почему? Да потому что до поставщика добраться сложнее. Вдруг это вообще китайские девушки в какой-то провинции своими нежными руками шьют сумочки «Гуччи», а вы в России этого «Гуччи» решили перепродать. До вас суду добраться проще, чем до китайских мастериц.

Что касается проблем, которые может получить нарушитель прав на товарный знак, то все меры наказания описаны в статье 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» и в статье 1515 ГК РФ «Ответственность за незаконное использование товарного знака». А вот статья о наказаниях за незаконное использование чужих товарных знаков.

Что не так с защитой прав на маркетплейсах?

Вася Пупкин позарился на чей-то товарный знак «Керамикосмос», под которым на маркетплейсе успешно продаются керамические кружки с космическими рисунками. Он подал заявку на создание собственного магазина и выставил на маркетплейсе внешне похожие товары плохого качества, а товарный знак взял и скопировал. Теперь на площадке соседствуют два «Керамокосмоса», но один из них продает подделку. Вася Пупкин получает свою прибыль и плохие отзывы, ведь потребители в недоумении – раньше этот бренд делал классную продукцию, а сейчас гонит лажу, но Васе Пупкину всё равно, у него не болит душа за чужой бизнес и чужие силы. А вот настоящие владельцы магазина и товарного знака обескуражены – клиенты уходят, продажи падают, в интернете начинают появляться негативные отзывы. И тут они замечают Васю Пупкина с его кружками. Подают жалобу в службу поддержки маркетплейса, присылают пакет документов, доказывающий, что именно они являются владельцами товарного знака. И в идеале Васю Пупкина должны заблокировать, а суд, в который обратятся правообладатели, должен взыскать с недобросовестного конкурента штраф в пользу пострадавшей стороны, обязать его уплатить все судебные издержки, и уничтожить за свой счёт поддельный товар.

Но на практике маркетплейсы часто игнорируют первичные запросы о блокировке нарушителя, так как в конечном итоге «банкет» будет оплачивать именно он. Ведь судебные решения, связанные с товарными знаками на онлайн-площадках, указывают на то, что большинство платформ отказываются от прямой финансовой ответственности перед настоящими правообладателями, чьи права были нарушены. Даже если владелец товарного знака подает в суд как на недобросовестного конкурента, так и на саму площадку, оплата всех судебных издержек и компенсация нанесенного вреда будет лежать на нарушителе-продавце. Поэтому маркетплейсы зачастую не спешат кого-то блокировать. Не им же платить в итоге.

Внимание!

Маркетплейсы зачастую перекладывают ответственность за подделку товарного знака и продажу контрафакта на того, кто этот контрафакт продаёт. Поэтому отслеживать недобросовестных конкурентов и хватать их за руку должен сам продавец и правообладатель товарного знака.

Вот выдержка из оферты о реализации товара на сайте WILDBERRIES. Становится понятно, что площадка снимает с себя все обязательства по устранению конфликта. Поэтому будьте внимательны сами!

До этого мы говорили о схожести знаков и нарушениях прав с корыстными целями или просто по незнанию. Но бывают ситуации, когда товарные знаки, на первый взгляд, схожи, но относятся к совершенно разным классам товаров и услуг. И в этом случае появление на одном маркетплейсе таких знаков не является противозаконным.

Не все похожие знаки так уж похожи!

Обратите внимание! Если у вас есть свидетельство на товарный знак «Затейник», это не значит, что на маркетплейсе, где вы торгуете, не может быть еще одного «Затейника». Ведь если классы МКТУ у вас разные и товары разные, то никакой юридической коллизии не возникает. Вы продаёте свою посуду ручной работы, а другой продавец – обувь. Товары разные, соответственно, нарушения нет.

Поэтому если вы пришли на маркетплейс и обнаружили там кого-то с похожим зарегистрированным знаком, не спешите расстраиваться. Ваш знак тоже может получить свидетельство о регистрации, если вы будете работать в разных секторах рынка.

А вот по поводу сходства и возможности зарегистрировать знак вам лучше проконсультироваться у специалистов. Мы готовы ответить на ваши вопросы, если вы заполните эту форму.

Преимущества регистрации товарного знака для продавцов на маркетплейсах

Подведём итоги. В чём же плюсы официальной регистрации товарного знака для производителя или поставщика товаров?

Как видите, регистрация знака – это не прихоть, а жизненная необходимость для успешного развития бизнеса и присутствия вашей компании в сети интернет.

Товарные знаки и торговые марки: